Вступление автораПредставления человека о метафоре, за последние три тысячи лет, менялись не раз. От средства выражения подтекста - риторики - например: "искусство это метафора жизни" (Аристотель) - до футуристического разнесения сравниваемых метафорой объектов на такое расстояние, которое только мог вообразить поэт. "Облако в штанах" - Владимира Маяковского.
Пятна и потеки краски на огромном холсте Джексона Поллока, это метафора творчества, как "раздутия масштаба царапин мысли, оставляемых человеком на земле до размера космоса". Чисто американская "кампусная метафизика".
А "полеты в космос" - метафора освобождения человечества от тяготения житейской обыденности.
В 1923 году, точно как в черном квадрате Казимира Малевича 1913 года, метафора разделилась на оболочку (образ) и содержание (смысл), а также - на новую, третью отдельную мысль - напряжение между этими смыслом и образом. Футуристы восприняли это "напряжение" буквально.
В том же 1923 году Михаил Бахтин определил творчество, как "нераздельность искусства и жизни".
Что есть такая нераздельность? Дао - созвучие внутреннего чувства (или восприятия) жизни художником с композиционными методами его картины. В обыденной жизни - между ними внутренним и внешним - пропасть непонимания человеком самого себя. Преодоление которой и есть творчество.
В 1927 году произошли сразу два "новых" открытия. Первое, Мартина Хайдеггера - мы живем только в момент "здесЬиСейчас" - "Дазайн" - когда наша собственная норма своего воображения или - другими словами - поверхностное представление о предмете - не успевает сформироваться. "Видим мир на расстоянии вытянутой руки" - если сказать об этом английской метафорой. И, соответственно, превращаемся в полуживотных-полуавтоматов "ДасМан" (DasMan - "ЭтоЧеловек"), когда (если сказать об этом английской метафорой) видим "мир современника" (современника - контемпрорари - contemprorary).
Второе. Ровно тоже самое, в том же 1927 году - сказал Алексей Лосев, переведя слова Платона "Мышление имеет развилку на познание поверхностных качеств предмета и погружение в размышления о сущности собственного восприятия жизни. Тот же "ДасМан и "Дазайн" современного общества, когда потребление (жизнь) и искусство раздельны или нераздельны. Последнее и есть творчество.
Но, это всё в Европе. В Америке, еще в 19-м веке Чарльз Пирс высказал теорию знака, как триадичной модели, треугольника с вершинами: 1) форма знака (образ), 2) смысл (содержание) и 3) объект на который этот знак ссылается (то самое, более позднее "футуристическое напряжение метафоры").
В 1991 году появилась новая теория метафоры. Суть которой - метафора служит пультом доступа к концептуальным основам слов, которые мы произносим и смещает мышление с терминов одного
("ментального") пространства в термины другого.
Все эти теории, начиная с теории Души Платона и заканчивая теорией концептуальной метафоры - были основаны на простом евклидово-геометрическом представлении о треугольнике. Как и теория цвета 19-го века (за исключением более ранней теории цвета Ньютона - концепции семи нот цвета). С точки зрения евклидовой геометрии - между тремя точками пространства мысли - есть только три кратчайших пути. Стороны треугольника. А это совсем не так.
В фрактальной геометрии Бенуа Мандельброта - "природный треугольник" может быть бесконечно самоподобен самому себе. Это пересекается с даосской теорией: "Дао не постигается намерением познать Дао. Это преодоление пропасти между Душой и тем, как эта Душа проявляется в наших поступках.
Видеть форму - это и есть метафора поверхностных представлений о таком треугольнике. Именно об этом говорил Платон в переводе А.Лосева. А видеть внутренние самоподобия - в том числе и мнимые - это метафора размышления о сущности собственного восприятия жизни - или "даосское созерцание".
Квантовая (то есть - "неккомуникативная алгебраическая") геометрия определила новый принцип мышления. Реальность - это лишь одна из возможных точек зрения. Реальность - это просто поверхностные представления о предмете, познание его качеств и свойств, но не сущности своего познания этого предмета. Причем, не важно с какой именно точки зрения. Любая точка зрения одинаково поверхностна. Цвет - это квантовая матрица всевозможных представлений о нем. Как и жизнь.
Люди в своей массе - мыслят крайне поверхностно, "ты-мне - я тебе", и если этот баланс, как им кажется, не соблюдается - начинается скандал.
Не менее поверхностно мыслят и те, кого обычные люди называют "экспертами". Эксперт - современный жрец - это просто другая (по отношению к базовой
("хомо сапиенс") схема мышления, когда суждение эксперта лишь подтверждает наиболее массовые представления о "социальной структуре мечты", быть частью которой - смысл жизни "человека обычного", которому приятно слушать речь эксперта, проявляющую эту структуру.
Это только два возможных типа мышления человека, из 512 основных. Все типы мышления существуют одновременно и образованы произвольной комбинаторикой четырех-пяти базовых элементов. И, общаясь друг с другом, мы, как молекулы программируемого био-полимера - тысячелетие за тысячелетием - выстаиваем наши мысли в эту матрицу мышления. А "социальная структура нашей мечты" - лишь поверхностное суждение "экспертов" о такой
(скрытой в концептуальных глубинах слов) настоящей структуре нашего мышления. И еще - есть много других точек зрения.
Творчество - это смутное видение всей этой структуры. Мы как киты, выброшенные на берег, и обреченные ползать по отмели своей собственной глупости.Наука 19-го чрезмерно увлеклась доказательством законности собственных нетворческих фантазий, чем вытолкнула человека на поверхность "полуживотного-полуавтоматического общества потребления" - из естественных глубин мышления.
Цвет - удобный знак, что бы раскрыть эту тему. Цвет в отличии от наших собственных мыслей - нам хорошо виден.